— Я поучаствовала везде, где только можно! Там, где я ничего не выигрывала, я получала какой-нибудь утешительный приз — набор косметики или миксер. Я долго пробивалась на «Поле чудес», там ведь выигрыши могут быть большими. Наконец мне посчастливилось, меня пригласили и туда. Когда мы с мужем ехали на передачу, я в качестве игрока, а он — зрителя, мы договорились, что если мне повезет и мне выпадет приз, то я буду брать только приз, несмотря ни на какие уговоры Леонида Якубовича. А мужу я сказала, чтоб участвовал в игре со зрителями, чтоб не молчал, может, чего угадает…
Женщина выиграла автомобиль. Ее муж выиграл в игре со зрителями и получил приз. Они получили эту возможность, потому что верили, что это возможно!
Я заметила, что дети, подростки, которые не имеют столько негативных установок и неверия, — играют и выигрывают! Я постоянно в последнее время слышу эти рассказы: племянница выиграла плеер, сын подруги — магнитофон, выигрывают деньги или турпоездку.
Дети, которые еще чисты от чужих стереотипов, получают и получают деньги, возможности. Они всегда с готовностью берут то, что им дают. У них еще нет ложной скромности или чувства собственной недостойности.
А дети не знают, что надо зарабатывать, поэтому к ним деньги и приходят разными путями. Их легкое мышление, не обремененное страхами, опасением, выискиванием подвохов, позволяет им просто брать и постоянно получать.
Сколько историй рассказывают родители о своих детях!
— Мой ребенок в поезде пошел прогуляться по вагону и вернулся с деньгами.
— Откуда деньги? — спрашиваю.
— Дяди дали.
— За что дали?
— Просто так дали.
— Просто так деньги не даются, пойди и верни, — сказала я.
А он так огорчился. Для него пока нормально, что ему просто так дают деньги, а для меня — ненормально!
— А мой сын из школы принес деньги — ему мальчик дал, одноклассник. Я тоже его спросила — за что? «Просто так, — отвечает, — ему мама дала, он со мной поделился». Для него нормально, что одноклассник с ним делится.
А моя дочь принесла из школы деньги — 100 рублей, которые нашла в туалете. И я ее спрашиваю: «Ты почему их взяла, они же чужие!» А она так удивилась! «Я же их нашла, — говорит, — значит, они уже мои!» А я бы бегала по школе и искала, кто потерял деньги, даже не подумав их взять…
И я, слушая эти истории, говорю иногда:
— Давайте от наших всезнающих умов уходить, давайте станем глупее — забудем часть знаний, ограничивающих нас. Дети не имеют этих знаний и получают от жизни легко и много, и берут легко и много. Мы же все в уме, в страхах и ограничениях, в рамках и правилах, придуманных не нами.
И часто на тренингах, обсуждая какие-то способы получения денег, в которых требуется напористость и целеустремленность, серьезность, ответственность, я говорю: