Скажем прямо, смелое заявление и, главное, несправедливое. Доронина „пропала без вести“ не без участия либеральной общественности, которая долгие годы намеренно замалчивает ее творческую деятельность, мстя ей за принципиальную позицию: она не участвует в насаждении пошлости на российской сцене, прямо называет виновников творящегося в культуре беспредела, не гонится за золотым тельцом. Публицист В. Кожемяко в газете „Правда“ так ответил Е. Ямпольской:
„Для кого она (Доронина. — Ф. Р.) „пропала без вести“ как великая актриса? Отвечаю: только для тех, кто все эти годы, которые она руководит МХАТ имени М. Горького, не смотрел ее на сцене этого театра. Или если смотрел, то, как говарится, в упор не видел…
Васса Железнова — вовсе не единственный выдающийся образ, великолепно созданный Татьяной Дорониной за последние годы. Раневская в „Вишневом саде“ и Кручинина в „Без вины виноватых“, Гурмыжская в „Лесе“ и Зоя Пельц в „Зойкиной квартире“, главные роли в спектаклях „Мадам Александра“, „Зыковы“, „Старая актриса на роль жены Достоевского“ — целая галерея первоклассных актерских работ, каждой из которых может быть посвящена монография!
А между тем и просто добрых слов в газетных рецензиях не удостоились эти работы от соратников и соратниц Ямпольской. Видели они их? И как можно тогда, когда все эти спектакли идут на сцене, вызывая восхищение зрителей, объявлять великую актрису „пропавшей без вести“?
Верх бессовестности, иначе не скажешь…“
Упомянутый спектакль „Васса Железнова“ — один из лучших в доронинском МХАТе. Чтобы читателю стало понятно, что это за постановка, приведу мнение журналистки Т. Москвиной из еженедельника „Аргументы недели“:
„Вассу Железнову“ Максима Горького, добротный спектакль режиссера Бориса Щедрина, играют нечасто, но пропустить эту работу нельзя. Актрис масштаба Татьяны Дорониной, воплощающих живую полувековую историю русского театра и притом оставшихся в полной силе, единицы. Она создала образ такой глубины и красоты, что я не в состоянии понять, кто же в тот год, когда вышел спектакль, получал всякие „золотые маски“ за лучшую женскую роль?..
Более тридцати лет сижу я в зрительных залах, и уж, кажется, ничем меня не удивишь, а вот Доронина — поразила… Конечно, она доставляет наслаждение мелодичностью незабываемого голоса, изяществом движений, но поразила она меня прежде всего — мощью сыгранной темы…
Васса Дорониной величава, монументально красива, царственно благородна. Но душа ее снедаема постоянной тревогой, неутихающей обидой и болью. В семье, где каждый беспечно щебечет о чем-то своем, маленьком, ей приходится думать обо всех, связывать разорванное; поправлять испорченное; и это было всегда, и все уверены, что так и будет всегда. Нет, не будет — перед нами последняя попытка великой женщины спасти падающий мир… Она — точно воплощение страстной и обиженной русской души, когда-то сильной и прекрасной, а теперь надломленной, раненой, отягченной ужасными бедами…