Даже сегодня в школах и университетах очень мало внимания уделяется системе возможностей, которая является важной частью мышления. Это объясняется верой в то, что мышление — это поиски истины, а возможность — это не истина.
Позже в этой книге я уделю много внимания системе возможностей, так как она очень важна.
Спор — это довольно неэффективный способ исследования предмета, так как каждая сторона заинтересована только в том, чтобы выиграть спор, а не исследовать предмет спора. В лучшем случае это может быть синтез тезиса (одна сторона) и антитезиса (другая сторона), но это лишь один вариант среди множества возможностей.
Вместо спора можно предложить параллельное мышление, когда все группы работают параллельно, исследуя определенную тему (например, в рамках метода шести шляп).
Итак, у нас есть традиционная система мышления, которая, несмотря на свою уникальность, все же обладает некоторыми недостатками.
1. Восприятию отведена не та роль, которую оно занимает в повседневном мышлении.
2. Спор — это плохой способ исследования предмета; он лишь настраивает людей друг против друга.
3. «Ячейки», образованные в прошлом, могут быть неподходящими в этом постоянно изменяющемся мире.
4. Одного анализа недостаточно, чтобы решить все проблемы. Нужно совместить его с дизайном.
5. Понятие о том, что критики вполне достаточно для достижения хоть какого прогресса, — абсурдно.
6. Недостаточно внимания уделяется порождающему, продуктивному, конструктивному и творческому аспектам мышления.
7. Игнорируется огромная важность системы возможностей.
И все же хочу еще раз подчеркнуть — традиционная система мышления обладает ценностью, значительностью и занимает свое место. Просто опасно принимать ее как вполне достаточную и использовать как основу для всех наших интеллектуальных усилий. Я считаю, что наша цивилизация могла продвинуться вперед на 300 или 400 лет, не попади мы в ловушку этой неконструктивной системы мышления. Но я не заставляю вас со мной соглашаться.