В 1976 году А. Фрейндлих была удостоена Государственной премии РСФСР за театральные работы последних лет.
В следующем году на экраны страны вышли еще три фильма с участием Фрейндлих, один из которых и сделал ее настоящей звездой советского кинематографа. Два первых — это «Всегда со мною» (роль — Таня Ильина) и «Принцесса на горошине» (роль — Королева-мать), а третий, «звездный», — «Служебный роман», появившийся на экранах страны 26 октября 1977 года. Снял его тот самый Эльдар Рязанов, который до этого дважды пытался снять Фрейндлих в своих фильмах («Гусарская баллада» и «Зигзаг удачи»), но каждый раз обстоятельства различного плана не позволяли этого осуществить. И вот наконец встреча режиссера и актрисы в совместной работе состоялась.
По словам самого режиссера, идея постановки этого фильма целиком зависела от участия в нем Фрейндлих. Пьеса «Сослуживцы», которую Э. Брагинский и Э. Рязанов написали в 1970 году, успешно шла в 134 театрах страны, и у Рязанова никогда не возникало желания снять по ней фильм. Но после оглушительного успеха «Иронии судьбы, или С легким паром!» (1976) ему вдруг захотелось снять еще одну добрую картину про любовь. И лучшего материала для такой затеи, чем пьеса «Сослуживцы», он не нашел. Однако для себя Рязанов твердо решил, что перекладывать пьесу для кинематографа он станет только в том случае, если Калугину сыграет именно Фрейндлих. В Ленинград, в адрес актрисы, была отправлена пьеса и предложение «руки и сердца», то есть просьба исполнить главную роль. Исполнить без всяких проб. И Фрейндлих согласилась.
В фильме она играла роль настоящего «синего чулка» — руководительницу некоего столичного НИИ Людмилу Прокофьевну Калугину по прозвищу Мымра, которая в итоге влюбляется в сотрудника своего же учреждения Анатолия Ефремовича Новосельцева (актер Андрей Мягков).
Съемки фильма начались 5 сентября 1976 года, но Фрейндлих включилась в них чуть позже — 11 сентября. В тот день на улице Кузнецкий Мост, где расположилось киношное НИИ, снимали эпизод с участием нашей героини, Мягкова и О. Басилашвили. Затем в том сентябре Фрейндлих выходила на съемочную площадку еще два раза — 13–14 сентября. Причем в последний день сняли финальную цену: отъезд целующихся Калугиной и Новосельцева от НИИ на такси. В кино так бывает — конец часто снимают в начале съемочного процесса.
В октябре Фрейндлих снялась в натурном эпизоде всего лишь единожды: 21 октября сняли ее проход по улице с Мягковым. После чего начались павильонные съемки на «Мосфильме». 25 октября в 6-м павильоне начали снимать эпизоды, происходящие в кабинете и приемной Калугиной. Эти съемки длились до 18 ноября. Затем Фрейндлих работала в театре, а съемки шли без ее участия. 7 декабря наша героиня вновь вышла на съемочную площадку фильма. Отснялась в течение дня в эпизоде «здание НИИ» и больше в том году не снималась (съемки шли без ее участия).