Реферат* представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов специалистов по избранной теме, содержания отдельного документа, его части или совокупности документов, включающее основные сведения и выводы, количественные и качественные данные об объектах описания, а также обзор литературы определенного направления.
В отличие от курсовых и выпускных квалификационных работ, научных статей, диссертаций, монографий и других научных работ реферат не предполагает изложения результатов самостоятельных научных исследований. Его задача – обобщить достигнутое другими, изложить проблему на базе фактов, почерпнутых из различных источников.
Но реферат – это не простой пересказ прочитанного, а серьезная работа, требующая определенной подготовленности автора. Наряду с главной задачей ознакомления с трудами ученых, реферирование ставит не менее важные учебно-методические цели, присущие и научной работе. Это – выбор темы, библиографический поиск, отбор и анализ фактов, положений и выводов, содержащихся в первоисточниках, группирование и логичное изложение материала, составление списка использованной литературы, оформление текста.
В процессе работы над рефератом студент получает возможность научиться анализировать научную литературу, овладеть методами научного исследования и основами подготовки письменной работы. Написание реферата содействует более глубокому ознакомлению с материалами, относящимися к изучаемой дисциплине, способствует овладению целым рядом полезных навыков, помогает выявить интерес и определить круг возможных дальнейших научных занятий.
1. Выбор темы реферата
Как правило, студентам предлагается на выбор довольно широкий спектр тем рефератов. Очень важно правильно выбрать тему, при этом выбор темы реферата должен быть осознанным, т. е. отвечать личным познавательным интересам будущего автора. Кроме того, тема не должна быть слишком общей, глобальной, так как сравнительно небольшой объем работы не позволит раскрыть ее.
При выборе темы полезно поинтересоваться, насколько она освещена в имеющейся научной литературе. Для этого существуют тематические каталоги библиотек и библиографические указатели литературы. Информацию о литературе можно также почерпнуть из справочно-библиографическо-го аппарата изданий, посвященных данной теме.
2. Подбор литературы
Когда выбор темы сделан, следует приступать к выбору соответствующей литературы. Здесь нужно различать собственно научную литературу и публикации научно-популярного характера. Отличительными чертами научной литературы являются наличие справочно-библиографического аппарата, публикации в изданиях академических институтов, крупных университетов, музеев и т. п.
Чтение научной литературы по сравнению с художественной, развлекательной или информационной требует специфических навыков. При встрече непонятных терминов нужно не лениться заглянуть в словарь, учебник или энциклопедию. Начинать знакомство с избранной научной темой лучше всего с чтения работ обобщающего характера, относящихся к данному разделу, постепенно входя в проблематику и переходя к узкоспециальной литературе. Проанализировав прочитанное, необходимо сжато, в виде тезисов, сформулировать основные смысловые блоки и записать их содержание. Полученный в результате работы с литературой и источниками материал, как правило, превышает необходимый объем реферата. В дальнейшем предстоит составить план и, выбрав из наработанного материала необходимый, сконструировать конечный вариант реферата.