[user]$ name=value
где name – имя переменной, а value – присваиваемое ей значение (может быть пустой строкой). Имя переменой может состоять только из цифр и букв и не может начинаться с цифры. Значением может быть любой текст. Если значение содержит специальные символы, то его надо взять в кавычки. Присвоенное значение этих кавычек не содержит, естественно. Если переменная задана, то ее можно удалить, используя встроенную команду оболочки unset.
Набор всех установленных переменных оболочки с присвоенными им значениями называется окружением (environment) или средой оболочки. Вы можете просмотреть его с помощью команды set без параметров (только, может быть, следует организовать конвейер ‘set | less’). В выводе этой команды все переменные окружения перечисляются в алфавитном порядке. Для того чтобы просмотреть значение одной конкретной переменной, можно вместо команды set (в выводе которой нужную переменную еще искать и искать) можно воспользоваться командой
[user]$ echo $name
(правда, в этом случае вы должны знать имя интересующей вас переменной).
Среди переменных, которые вы увидите в выводе команды set, встречаются очень интересные переменные. Обратите, например, внимание на переменную RANDOM. Если вы несколько раз подряд выполните команду
[user]$ echo $RANDOM
вы каждый раз будете получать новое значение. Дело в том, что эта переменная возвращает случайное целое из интервала 0 – 32768.
5.6.2 ПРИГЛАШЕНИЯ ОБОЛОЧКИ
Одна из очень важных переменных имеет имя PS1. Эта переменная задает вид приглашения, которое bash выводит, когда ожидает ввода очередной команды пользователем. По умолчанию этой переменной присвоено значение ‘s-v$ ‘. Вообще-то в bash существует четыре приглашения, которые используются в разных ситуациях. Переменная PS1 задает вид строки приглашения, которая выдается тогда, когда оболочка ждет ввода команды. Вторичное приглашение, задаваемое переменной PS2, появляется тогда, когда оболочка ожидает от пользователя ввода еще каких-то данных, необходимых для продолжения работы запущенной команды или программы. По умолчанию переменная PS2 имеет значение ‘›’. Вы уже имели возможность видеть это приглашение, когда запускали команду cat для ввода данных с клавиатуры в файл. Другой пример – команда ftp, после запуска которой приглашение тоже принимает такой вид.
Приглашение, задаваемое переменной PS3, используется в команде select. Приглашение, задаваемое переменной PS4, выводится перед каждой командой, в то время, когда bash отслеживает процесс выполнения. Значение по умолчанию – ‘+’.
Если у вас есть такое желание, вы можете изменить вид переменных PS1 и PS2. При этом можно использовать как любые символы, вводимые с клавиатуры, так и некоторое число специальных символов, которые при формировании строки приглашения декодируются в соответствии с табл. 5.3 (приводим только некоторые из них, для примера; полный список см. в man-странице по утилите bash).
Таблица 5.3. Специальные символы для формирования приглашения
Символ | Его значение |
---|---|
a | Звуковой сигнал (ASCII-код 07) |
d | Дата в формате ‘День, месяц, число’, например, Срд, Окт, 17. |
h | Имя хоста (hostname) до первой точки |
H | Полное имя хоста |
Текущее время в 24-часовом формате: HH:MM:SS (часы:минуты:секунды) | |
T | Текущее время в 12-часовом формате: HH:MM:SS |