— Женечка, не плачь. Она тебя очень любила.
Лишь спустя несколько минут, с совершенно красными от слез глазами, дрожащим от волнения голосом Симонова попросила слова:
— Я никогда не забуду, как Наташа посадила меня перед собой и помогала вырабатывать сценическую речь. С такой строгостью в голосе… И с такой любовью в глазах!..»
В апреле 2009 года супруг Гундаревой Михаил Филиппов вновь женился — его избранницей стала актриса Наталья Васильева, младше его на 21 год (в октябре 2008-го она справила 40-летие). Многие утверждают, что она как две капли воды похожа на Гундареву.
От Мымры до Анны Австрийской (Алиса Фрейндлих)
Алиса Фрейндлих родилась в Ленинграде 8 декабря 1934 года в творческой семье. Ее мать (она родом из Пскова) до рождения двух дочерей (Алиса — старшая) была театральной актрисой. То же самое и отец Алисы — Бруно Артурович (1909), предками которого были те самые немцы (по отцовской линии Фрейндлихи, по материнской — Зейтцы), которых Петр I привез в Россию, чтобы они начали здесь стеклодувное дело — он закончил Ленинградский театральный техникум. С 1931 года стал играть на сцене, с 1949 — в кино («Александр Попов», «Кортик», «Дон Кихот» и другие фильмы).
А. Фрейндлих вспоминает: «Я родилась в доме на Исаакиевской площади. Из окон нашей квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник и открывался захватывающий душу своей какой-то сверхкрасотой вид на Неву. Очарование моего города с детства вошло в душу и околдовало на всю дальнейшую жизнь…
Когда мне было шесть с половиной, началась война. Хорошо помню, как я часами сидела и смотрела на стрелку часов, ожидая, когда же можно будет отщипнуть еще крошку от миниатюрной пайки хлеба. Бабушка не разрешала нам есть раньше времени и тем самым спасла от голодной смерти…
Театрально-музыкальная атмосфера, буквально пропитавшая наш дом и окружавшая меня с самого раннего детства, предопределила выбор профессии. Сколько себя помню, всегда играла в театр. Стала старше, и на смену дворовым спектаклям пришел школьный драмкружок…»
Закончив школу в 1952 году, Фрейндлих поступила в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского (мастерская Б. В. Зона). На протяжении всего курса обучения Алиса была одной из самых способных учениц. Тогда же стала сниматься в кино, хотя ее первые роли были из разряда крохотных — сразу их и не заметишь. Но все же, все же…
Ее «крестным отцом» в большом кинематографе стал режиссер Фридрих Эрмлер, снявший Фрейндлих в своем фильме «Неоконченная повесть» (1955) в небольшом эпизодике. Следующим режиссером, пригласившим ее в такой же эпизод в фильме «Таланты и поклонники» (1956), оказался Борис Дмоховский.