Несколькими годами позже я наблюдала похожую ситуацию, которая происходила с моим четырехлетним внуком. Когда мы проходили с ним мимо стойки бара в ресторане, девушка-бармен протянула ему большую вазу, наполненную конфетами, и сказала:
— Бери, малыш!
И он стал брать — просто пригоршнями выгребать конфеты из вазочки. Он делал это так сосредоточенно и увлеченно, что мы с девушкой вначале оторопели, потом я горячо сказала:
— Эй, дружок, хватит! Ты все конфеты у тети заберешь — и другим людям не останется! — и попыталась его остановить.
Но он посмотрел на меня с недоумением — чего, мол, мешаешь, сказали же — бери! Он и брал по полной программе. Он не был еще заморочен никакими правилами, ограничениями и воспринимал весь мир как нечто созданное для него, где все ему что-то дают.
Как быстро это отношение к миру уступает скромности, стеснительности, ощущению, что тебе тут ничего не принадлежит и ты ни на что не имеешь права. И все это приводит к непринятию даже того, что людям дают. Что просто приходит как возможность, как подарок, как закономерное следствие того, что человек сотворил.
Я сталкивалась с этой особенностью людей — не принимать, не брать того, что им дают, когда участвовала в семинаре, посвященном деньгам.
На второй день семинара ведущий дал нам задание — взять пятнадцать рублей купюрами по одному рублю, выйти на улицу и раздать эти деньги людям. На это нам давался час.
Сначала мы удивились этому заданию, потом посмеялись — чего трудного-то? — и пошли раздавать деньги.
Но уже через несколько минут я начала испытывать беспокойство — такое простое с виду задание оказалось немыслимо сложным: люди не брали деньги! Они просто шарахались от меня, услышав мое предложение: «Возьмите, пожалуйста, деньги!»
Я была уверена, что каждому человеку нужны деньги и никто не хочет от них отказываться, но когда ему на улице предлагают взять рубль, он отказывается.
Для меня это тогда был хороший повод для размышления о том, действительно ли людям нужны деньги, если они их не берут.
Я с трудом выполнила это задание, с трудом раздала эти деньги. Если бы не старики и старушки, которые с благодарностью брали деньги, я не знаю, как бы я выполнила это задание.
Я очень тесно столкнулась с этой особенностью людей отказываться от того, что дает им жизнь, когда открывала свою тренинговую компанию. Мы решили вначале немного исследовать рынок — понять, какие темы будут интересны людям, в чем есть потребность. И кроме всего прочего, нам было интересно, как работает такой вид рекламы, когда людям на улице раздают рекламные листовки.
Мы изготовили две тысячи рекламных листовок с предложением посетить тренинг «Деньги». В рекламе были кратко описаны цели тренинга — возможность разобраться в своих отношениях с деньгами, понять психологические механизмы наших отношений с ними и возможности улучшить их, стать хозяином положения в сфере денег. Мы предлагали людям позвонить и узнать подробнее о тренинге, условиях его проведения.