Действительно, нейронно-сетевые компьютеры могут выбирать определенную модель из имеющегося набора, но они не могут объяснить вам ее сущности.
Иногда это и не нужно. Предположим, что машина сообщает вам, что люди, имеющие собак, покупают больше страховых полисов. Если вы являетесь страховым агентом, то для вас это может означать, что нужно больше ориентироваться на владельцев собак.
В сфере бизнеса проводится множество исследований с целью предсказания того, как тот или иной продукт будет вести себя на рынке. Эти исследования дают полную информацию о том, что есть, но не о том, что может быть. Рыночные наблюдения всегда берут за основу прошлое, даже если они ориентированы на будущее. Когда клиентов одного из банков спросили, хотели бы они, чтобы деньги выдавались компьютером, а не живым человеком, большинство ответило, что предпочитает кассира в человеческом облике. Но когда были установлены автоматические кассовые аппараты и клиенты к ним привыкли, оказалось, что большинство людей стали больше доверять именно машинам. К ним выстраивались целые очереди, в то время как кассиры сидели без дела. В Японии рыночные исследования вообще не пользуются большой популярностью. Японцы предпочитают выбрасывать продукт на рынок и смотреть, как рынок сам распорядится его судьбой. Потому что человеку очень сложно сказать, как он будет реагировать на то, что он еще никогда не пробовал.
В моей предыдущей книге «Развитие мышления: три пятидневных курса» я привел несколько задач с ножами и банками. При этом я указал, что могут быть использованы четыре ножа. Однако для решения задачи в действительности требовалось всего три ножа. После выхода книги я получил множество писем от разгневанных читателей, которые спрашивали, почему я упомянул четыре ножа, когда нужны были всего только три. Школьные задачи тоже построены таким образом, что учащемуся дается только необходимая для их решения информация, поэтому мы покидаем школу, искренне веря, что и в жизни кто-нибудь будет тщательно отбирать для нас только необходимые сведения. К сожалению, в жизни все совсем не так. Бывают случаи, когда нужно отбросить все имеющиеся сведения, чтобы продвинуться вперед. А для этого надо мыслить. Таким образом, бывают случаи, когда достаточно одной лишь информации, но бывают и моменты, когда даже громадное количество сведений не может заменить человеческого мышления. Нужно уметь мыслить творчески, выдвигать гипотезы и объединять имеющиеся сведения в единое целое.