Нам неловко брать чужое, даже если оно уже к нам пришло. Наверное, в нас, взрослых людях, так прочно сидят родительские наказы, сказанные нам в детстве, что чужое никогда брать нельзя!
Но — что в этом мире есть нашего? Все в нем сначала чужое, пока мы не присоединимся к нему своими руками. Все деньги чужие, пока мы не берем их в свои руки. Все кем-то сделано, все, что к нам приходит, — чужое.
— Тогда оставайся без работы, без денег, без мужчины, — иногда говорю я. — Это же не твоя работа, а хозяина фирмы. Не твои деньги, а деньги людей. Даже твой муж сначала был чужим человеком — чего же ты его взяла?
Нам трудно просто получать, просто брать еще по одной причине. Мы все время думаем о других, учитываем интересы других. Причем — сначала их интересы, а уже потом свои, поэтому даже там, где можно просто получить, мы, воспитанные и культурные, оглядываемся по сторонам — это больше никому не надо? Я могу это взять или мне надо с кем-то делиться?
В каждом тренинге я провожу маленький веселый процесс. Я прошу людей сесть в пары и положить перед собой несколько десятирублевых купюр. И потом предлагаю полюбоваться деньгами, лежащими на полу и взять из них столько, сколько хочется.
И всегда на лицах людей мелькает сомнение: могу ли я взять все, имею ли право взять все, а что останется другим?
И всегда в большинстве своем люди не берут все деньги, оставляя хоть одну купюру соседу. И, несмотря на то, что я предупреждаю, что это веселая игра, что надо отнестись к этому процессу легко, — всегда есть такое серьезное, заботливое отношение к другим.
Ну как же другой проживет без этих десяти рублей?! Он же пропадет без десяти рублей! Это же последние деньги в его жизни!
Однажды, когда во время такого процесса все поскромничали, оставив лежащими на полу деньги, одна участница, легко откликнувшаяся на призыв «Возьми, сколько хочешь!» — забрала все эти деньги. И это вызвало одновременно и смех, и возмущение участников.
— А в моем представлении, если я что-то нахожу, то это мне, идущей по этой дорожке, Бог послал. Мне, а не другим, которые этого не увидели или пришли позже, — говорила одна женщина. — Конечно, я посмотрю — чья эта вещь, но если там нет адреса, то я приму ее с радостью. И скажу спасибо за то, что мне эту вещь послали. И мне не стыдно, что я беру чужую вещь. Тот человек, который ее потерял, проявил невнимание или неуважение к своим деньгам или вещам, это и привело к потере кошелька или материальных ценностей. Это его уроки, он должен их пройти, и я за них не отвечаю.
— А я никогда не беру чужое, это же не мое, я же его не заработала, — говорила другая женщина.
И тем самым озвучила еще один распространенный стереотип.
Мы не умеем просто получать. Мы все хотим заработать собственным трудом. Мы всего хотим добиться. Выстрадать, преодолеть. Это нормально. А просто получать — ненормально!
— Я сама в себе это отследила: если мне что-то дают, мне очень трудно взять, потому что если я это сама не напахала своим трудом, то какое я право на это имею? — говорила одна участница.