— Мне неловко брать такие деньги! Мне стыдно называть свои комиссионные. Мне неудобно, что люди подумают, что я на них зарабатываю!..
— Я иногда не могу даже выговорить фразу, сколько стоят мои услуги…
— Меня просто парализует, когда я должен назвать процент своих комиссионных от сделки. Мне так неловко, что они сейчас высчитают — сколько я за это получу…
Люди действительно не умели ценить себя и свой труд, не видели своего вклада, не оценивали высоко свои действия. И, не оценивая себя высоко, стеснялись называть высокую стоимость своего труда. Эта высокая стоимость не соответствовала их низкому чувству собственной ценности. Они сами как бы не верили — за что им такие деньги?! Поэтому, как правило, и люди таким продавцам не верят, так же искренно негодуя — за что им такие деньги?!
Я встречала и других людей — уверенных в своей ценности, ценности того, что они делают. В значимости и важности их труда. Эти люди легко назначали свою высокую цену, делая это безо всякого стеснения.
Как говорил один дорогой, очень успешный риелтор:
— Мой приход на показ уже стоит денег. Мои слова стоят денег. Каждое хорошее условие в продаже стоит денег. Мое время стоит денег. Моя работа стоит денег. Я — дорогой специалист. Я профессионал. Если кому-то надо что-то подешевле — пожалуйста! Но я стою дорого, потому что я столько стою!
Каждый раз, говоря о нашей стоимости, я обращаю внимание участников на то, что стоимость — это то, что я сам выбираю думать о себе. И если моя стоимость определяется моим собственным отношением ко мне, то чего бы мне не оценить себя как дорогого человека, специалиста.
Почему я должна стыдиться, что получаю за концерт больше, чем президент Эйзенхауэр за целый месяц? Ради Бога — пускай поет!
Мария Калласс
Но чаще всего все-таки людям, воспитанным в нашей стране в представлении о собственной незначимости, скромности, очень трудно согласиться с высокой оценкой себя, своего труда. И такие мысли в большинстве своем приходят в голову людям интеллигентным, воспитанным и действительно делающим благие, нужные, важные дела.
Целая категория профессий остается недооцененной. Недооцененной в первую очередь самими людьми, владеющими этой профессией.
Врачи, учителя, люди, чья профессия наиболее гуманна и наиболее значима для людей, люди, которые дают нам самые важные вещи — здоровье и образование, в большинстве своем стыдятся получать за это деньги. Потому что их дело доброе и гуманное.
Слесарь-сантехник не стыдится за какую-то детальку, красная цена которой трешка, или за простейшую смену прокладки, на которую уйдет пара минут, взять несколько сотен рублей. А учитель, занимаясь репетиторством несколько часов, эту цифру произносит с чувством стыда, как будто он делает что-то плохое.