Ситуация А. Проблема нехватки мест на автомобильной стоянке.
Метод обобщения. Нужна более просторная стоянка. Это может означать либо расширение имеющейся стоянки, достройка второго яруса или создание подземной площадки, либо постройку дополнительной стоянки в другом месте, но с автобусным сообщением до места назначения.
Ситуация Б. Новый ресторан, владелец которого хочет максимально быстро развить свой бизнес.
Метод обобщения. Люди должны как можно быстрее узнать о новом ресторане. Создайте вокруг него скандал. Пригласите на ужин двойников знаменитостей. Разрешите женщинам посещать ресторан «топлес».
Ситуация В. Проблема надписей на стене.
Метод обобщения. Сделайте надписи невидимыми. Днем на стену набрасывайте специальный занавес, который закрывал бы надписи, появившиеся ночью.
Веер концепций
Он является частью метода обобщения.
В правой части страницы мы пишем цель своего мышления. Она должна всегда предполагать достижение какого-то результата. Существует проблема, которую нужно решить. Есть результат, который нужно получить. Должно произойти улучшение в определенном направлении. Веер концепций не работает с моделью или открытой, творческой ситуацией. Должна быть четко определена конечная цель.
После чего мы говорим, какие общие концепции (называемые направлениями) приведут нас к конечной цели. Предположим, мы рассматриваем проблему нехватки квалифицированных работников. Общие концепции могут быть следующими:
• Увеличить поступление на работу квалифицированного персонала.
• Сократить потребность в квалифицированном персонале.
Повысить производительность труда уже имеющихся работников.
Затем мы берем каждую из этих концепций и определяем ее в качестве конечной цели. Как нам достигнуть ее? Как нам двигаться в этом «направлении»?
Итак, как увеличить число квалифицированных работников?
• Дополнительно нанять на работу нескольких профессионалов.
• Повышать квалификацию имеющихся работников.
• Набрать квалифицированных работников с другого предприятия для работы вне штата (внешний источник).