Далее следуют четыре целых числа (группа Htimings), определяющих параметры строки, а, значит, разрешение по горизонтали. Первое из этих чисел задает число видимых точек в строке. Чтобы пояснить значение следующих трех чисел, надо иметь в виду, что началом строки на экране считается не самая левая точка в строке (она попадает в невидимую, затемненную область экрана), а левая граница видимого изображения. Поэтому первое число в этой группе определяет число точек от начала до конца видимой части строки. Второе число – число точек от начала строки до начала импульса горизонтальной синхронизации (в этот момент начинается перемещение электронного луча с правой границы экрана на левую).
Третье число – число тактов развертки от начала изображения до того момента, когда электронный луч будет готов к выводу следующей строки изображения. То есть разность третьего и второго чисел задает длительность интервала, отводимого на перевод электронного луча от правой (с точки зрения пользователя) границы экрана к левой границе. И, наконец, четвертое число – общее число тактов, затрачиваемых на формирование одной строки изображения (с учетом невидимой части и времени, необходимого для перевода луча на новую строку).
Аналогично формируются следующие 4 числа (VTimings) в описании формата, только в данном случае речь будет идти о числе строк на экране (видимых и невидимых) и импульсе вертикальной синхронизации (началом экрана считаем верхнюю границу видимой части изображения).
О последней группе параметров в описании видеорежима (группа Flags) мы поговорим позже, когда рассмотрим вопрос о том, как правильно сформировать значения числовых параметров.
В большинстве случаев нет необходимости в наличии секции Modes и строки UseModes, так как достаточно встроенного в сервер набора видеорежимов, соответствующих стандарту VESA. При запуске X- сервера он автоматически выбирает из возможных режимов лучший вариант, поддерживаемый монитором и видеокартой (решение принимается на основе значений, указанных в строках HorizSync и VertRefresh секции Monitor, так что очень важно, чтобы они были заданы корректно).
Следующая секция Device, описывает вашу видеоплату. По-видимому, самая важная строка в этой секции – указание на драйвер. У меня эта строка имеет вид:
Driver 'mga'
В этой секции могут быть также указаны следующие данные:
• тип набора микросхем (Chipset);
• количество видеопамяти (указывается в килобайтах);
• допустимые значения тактовой частоты развертки (dot-clocks) или наименование используемого генератора тактовой частоты;
• тип RAMDAC (RAMDAC – это часть графического контроллера, отвечающая за преобразование изображения из цифровой в аналоговую форму). Эти параметры были, по-видимому, критичны для старых видеоплат, но для современных они перестали играть существенное значение. Большинство современных видеоплат имеют программируемые генераторы частот, которые могут задавать тактовую частоту развертки в очень широких пределах. Только в том случае, если у вас какой-то экзотический тип видеоплаты (особенно если вы знаете, что она поддерживает только ограниченное число частот генератора), надо позаботиться о корректном задании режимов в этой секции. В этом случае вначале воспользуйтесь программой SuperProbe для того, чтобы узнать нужные параметры, а затем пропишите полученные значения в секции Device.
Две секции InputDevice определяют мышь и клавиатуру (в 3-й версии XFree86 вместо секций InputDevice имелись секции: Keyboard и Pointer). Во-первых, здесь нужно указать тип клавиатуры. Помните, что обычная клавиатура для персональных компьютеров обозначается как ‘Generic 102-key PC (intl)’ вместо предлагаемого по умолчанию варианта ‘Generic 101-key PC’. Однако наиболее часто сейчас встречаются 104-клавишные клавиатуры, так что секция, определяющая конфигурацию клавиатуры должна содержать следующие строки:
Option 'XkbRules' 'xfree86'
Option 'XkbModel' 'pc104'
Option 'XkbLayout' 'ru'
Option 'XkbOptions' 'grp:ctrl_shift_toggle'
Последняя из этих строк определяет переключатель, который будет менять раскладку клавиатуры с американской на русскую (в данном примере – ‹Ctrl›+‹Shift›).
Кроме того, здесь можно указать протокол для работы с клавиатурой (Xqueue или Standart), скорость повтора (the repeat rate), а также переопределить значения некоторых клавиш. Для начала, пожалуй, не стоит тут слишком экспериментировать. Подробнее о настройке клавиатуры будет рассказано в разд. 9.3.
В отдельной секции InputDevice задаются параметры работы мыши. Самые существенные в этой