Один и тот же вопрос может находиться в различных областях веера концепций. Например, решение «обойтись без» является одновременно широким направлением, или идеей, для решения проблемы недостатка воды и концепцией, служащей идее «снизить потребление». Веер концепций не предполагает анализа, поэтому вы можете повторять одну и ту же концепцию неограниченное число раз.
Обычно требуется несколько моделей веера концепций. Сначала вы создаете свой первый веер, но потом дополняете и совершенствуете его, получая вторую модель. Может быть также и третья. Это довольно мощный прием, но он требует тренировки.
Описывая метод обобщения, я уже говорил, что одновременно можно использовать несколько идей различной степени обобщенности. В веере концепций существуют для этого различные уровни. Первый уровень — самый обобщенный, его еще называют основным «направлением». Затем следуют концепции. Наконец, самый последний уровень — «практическая идея».
Иногда между «направлением» и «практической идеей» могут существовать несколько уровней концепций. Но каждый последующий уровень всегда более специфичен, чем предыдущий.
Теперь мы применим веер концепций к каждой из трех мыслительных ситуаций, а затем перейдем к третьей части метода обобщения.
Ситуация А. Проблема нехватки мест на стоянке.
Веер концепций. Общие направления могут быть следующими:
• расширить стоянку;
• уменьшить габариты машин;
• сократить число клиентов;
• заставить людей довольствоваться сложившейся ситуацией.
Мы можем последовать в любом из этих направлений, но в качестве примера рассмотрим лишь одно — как заставить людей довольствоваться сложившейся ситуацией:
• мы позволяем им самим установить порядок пользования стоянкой;
• мы устанавливаем вознаграждение тем, кто не пользуется стоянкой;
• мы устраиваем жеребьевку;
• мы предоставляем им лучшую стоянку.
Мы позволяем им создать комитет, который разработал бы стратегию пользования стоянкой. Пусть они сами методом голосования выберут один из предложенных комитетом вариантов.
Мы увеличиваем зарплату тем, кто добровольно отказывается от своего права на пользование стоянкой. Мы разрешаем тем, кто не пользуется стоянкой, приходить на работу позже (или уходить с работы раньше).
Каждый месяц с помощью жеребьевки выбираются те, кто будет в этом месяце пользоваться стоянкой. ‘Это поможет избежать зависти и разговоров о том, что кому-то отдается предпочтение.
Мы организовываем общий фонд машин. Покупаются специальные микроавтобусы для фонда. Мы организуем прямое автобусное сообщение до места новой стоянки.
Ситуация Б. Новый ресторан.
Веер концепций. Основные направления здесь могут выглядеть так:
• привлечь местных клиентов;
• завоевать завсегдатаев;
• привлечь людей издалека.
Для завсегдатаев концепции могут быть следующими: