Прием ВДЛ из мыслительной программы cort направляет наше внимание на Взгляды Других Людей. Как другие люди воспринимают эту ситуацию? Как курильщики относятся к введению запрета на курение в ресторанах? А как на это смотрят некурящие? Как к этому вопросу относятся владельцы ресторанов? Что думает по этому поводу обслуживающий персонал? Политики всегда должны учитывать взгляды и восприятие других людей.
Попытки изменить восприятие не входят в этап УЧ мыслительного процесса. Его целью является установить, что представляют из себя взгляды на проблему или какими они могут быть, если вы не уверены в том, что они уже существуют.
ЧУВСТВА
Бытует мнение, что чувства субъективны и запутанны и поэтому не могут учитываться в объективном процессе логического мышления. Это полнейший абсурд. Чувства реально существуют и играют большую роль в нашем мышлении. В конце концов именно посредством чувств мы оцениваем конечный результат мыслительного процесса. Мышление призвано служить нашим оценкам и чувствам. Это вовсе не значит, что чувства всегда могут помочь и их включение в процесс мышления оправдано. Это совсем другой вопрос. Но чувства существуют и должны быть учтены на этапе УЧ мыслительного процесса.
• Как я ощущаю эту проблему?
• Как другие люди представляют эту проблему?
В системе шести шляп красная шляпа требует от обучаемого выразить свои чувства по поводу обсуждаемой проблемы. Чувства воспринимаются как один из составных элементов. Если кому-то из членов семьи не нравится цвет покупаемой машины, это может и не повлиять на окончательное решение, однако является важным элементом.
И снова подчеркну, что этап УЧ не предполагает споров и попыток изменить чувства. На этом этапе достаточно только запечатлеть эти чувства.
АНАЛИЗ
Анализ — это активное усилие, направленное на идентификацию и получение более полной информации.
Довольно трудно работать с комплексными проблемами. Поэтому мы пытаемся разделить их на более мелкие части, которыми легче управлять. Иногда в результате такого деления получаются части, которые уже можно идентифицировать. В конце концов можно разделить комплексную проблему на уже знакомые нам части. Поэтому теперь нам кажется, что мы полностью понимаем проблему. Без анализа понимание намного осложнилось бы, так как мы можем понять что-то только в контексте уже известного.
Анализ является разновидностью системы привлечения внимания. В своей простейшей форме анализ представляет собой разложение чего-то на составные части. Мы можем разобрать велосипед на детали: колеса, раму, руль, цепь, педали и т. д. Это части, которые, если их составить, дадут в результате велосипед.
Мы можем также проанализировать факторы, делающие велосипед привлекательным. Здесь нам во многом придется положиться на собственное восприятие. Получим такие составные компоненты, как мощность, легкость в ремонте, комфорт, легкость в сборке, безопасность, подверженность действиям погодных условий, тот факт, насколько легко велосипед можно украсть, современность, дизайн и т. д. Все эти факторы менее осязаемы, чем колеса или педали.