В новом тысячелетии Фрейндлих снялась сразу в нескольких фильмах, правда, в основном это было не большое кино, а телесериалы. Причем везде она исполняла главные роли. А началось все в 2002 году с роли Ольги Петровны Тумановой в «Женской логике» Виктора Бутурлина. Эта героиня — российский аналог мисс Марпл у А. Кристи, которая расследовала самые запутанные преступления. Всего Фрейндлих снялась в пяти фильмах «Женской логики» (2002–2005). Кроме этого на ее счету были следующие фильмы: «На Верхней Масловке» (2004; главная роль — Анна Борисовна), «Васильевский остров» (2008; главная роль — Анна Игнатьевна), «Марево» (2008; главная роль — Пульхерия Ивановна).
В 2009 году Фрейндлих снялась и в большом кино. Речь идет о фильмах «Возвращение мушкетеров» (роль Анны Австрийской) Г. Юнгвальд-Хилькевича и «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» А. Хржановского (роль матери поэта Иосифа Бродского). Скажем прямо, последний фильм из разряда «на любителя» — этакий панегирик кумиру либеральной интеллигенции, для которого Россия была лишь номинальной Родиной, поскольку он всегда считал себя «гражданином мира».
Чтобы читателю стало понятно, о чем этот фильм, приведу отрывок из рецензии на него, принадлежащей К. Ерофееву («Советская Россия», номер от 27 мая 2010 года):
«…Юноша (и, разумеется, уже гений) в перерывах между гулянками и бражничаньем ведет недвусмысленные разговоры типа: „Если генсек человек, то я — нет“. Под стать ему и собутыльники — молодые негодяи, насмехающиеся над „Страной Советов“. Эта антисоветская тема, педалируемая чуть ли не полфильма, не была столь имманентна Бродскому, как хотят это представить. Все его творчество не столь антисоветское, сколь несоветское, нероссийское. Первичны эгоизм, снисходительно-жестокое отношение к окружающим, безразличие к стране. Это нежелание жить „как все“, как все эти „совки“ и „быдло“, привело к мысли об эмиграции. Не останавливала и любовь к родному Ленинграду, она ограничивалась любовью к его архитектуре. Была сродни любви к Нью-Йорку, Риму и Венеции, любви к красоте альбомных фотографий и путеводителей, любви к форме, а не содержанию.
Да и как можно любить „эту страну“, ведь, по словам самого поэта, „ни одна страна не овладела искусством калечить души своих подданных с российской неотвратимостью, и никому с пером в руке их не вылечить“.
Не остановила и любовь к родителям. Они остались для поэта в прошлом, на грешной земле. Где-то среди очередей в булочные и ханыг у рюмочных, „человеческой лажи“, как говорит поэт…»
Названный фильм, как и полагается в наше либеральное-пролиберальное время, был отмечен рядом наград на кинофестивалях, хорошо пропиарен. Только рядовому зрителю такое кино, как теперь говорят, фиолетово — он его не смотрит. Ему «Аватары» подавай или, на худой конец, «Самый смешной фильм». Поэтому широкий зритель этой работы Фрейндлих не увидел (даже по ТВ фильм показали поздно ночью в передаче с характерным названием «Закрытый показ»).
В родном БДТ в эти же годы (2005–2010) она сыграла три новые роли: Джин Хортон в «Квартете», Москалеву в «Дядюшкином сне» и Этель Тэйер в «Лете одного года».