«Меня очаровал мягкий мелодичный акцент Вии, с таким акцентом хорошо читать лирические стихи. Ее взгляд, как правило холодный и насмешливый, он может быть таким нежным… Чтобы помочь себе влюбиться, я попросил:
— Покажи мне свою Ригу. (Съемки фильма проходили на „Ленфильме“, а также в Латвии (в Риге) и в России — в Приволжье, в деревне Мышкино; съемки длились с 28 марта (начали снимать в павильонах „Ленфильма“) по 30 августа 1963 года. — Ф. Р.).
Не забуду, как Вия посмотрела на меня распахнутыми светло-голубыми удивленными глазищами! И говорит:
— Боженька, что я слышу! Ты это всерьез, Евгений? Тебя действительно интересует моя Рига?
— Очень интересует! — Я таял от акцента. — Мечтаю побывать в Домском соборе, послушать органную музыку. Да просто погулять с тобой по городу, осмотреть этнографический музей, поклониться памятнику Яну Райнису.
— Побывать в соборе? — с изумлением спрашивала она. — Поклониться Райнису? И это говорит ярый коммунист Макар Нагульнов? А ты что, знаешь Райниса?
В ответ я прочитал монолог из пьесы „Вей, ветерок!“:
…Встань, цветок мой, Байбалыня,
В мою лодку смело прыгни…
— Встану, встану, — продолжила Вия на латышском, — прыгну, прыгну!..
Я ее поразил знанием Райниса, она схватила меня за лацканы пиджака и смотрела, смотрела своими небесно-голубыми бездонными глазами мне в глаза — и так захотелось поцеловаться!
— Откуда ты знаешь?! — не верила Вия.
Я объяснил, что давно влюблен в „Вей, ветерок!“, в образ Улдиса, которого сыграл при полных аншлагах более двухсот раз в новосибирском театре „Красный факел“. Пошел мелкий дождик, мы бродили по Риге и говорили, говорили, не могли наговориться, и она мне все больше нравилась. У нас много оказалось общего: оба из деревни, безотцовщина, из очень бедных семей, мамы работали уборщицами, нас не раз унижали, оскорбляли…»
Эти теплые отношения перекинутся в фильм, что, собственно, и сделает его выдающимся произведением не только советского, но и мирового киноискусства. Более того: эти отношения приведут к тому, что Артмане родит ребенка от Матвеева. Следующим шагом должно было стать создание семейного союза. Во всяком случае, Матвеев предлагал Артмане переехать с новорожденной дочкой Кристиной к нему в Москву. Но актриса отказалась. Во всем признавшись своему мужу, она заслужила у него прощения и решила не покидать ни семью, ни горячо любимую Ригу, без которой не мыслила своего существования. А что же Матвеев? Он сильно переживал по этому поводу. По его же словам: «Вот тогда-то я и вылезал на крышу, на мостах стоял…» К счастью, все обошлось благополучно.