• овладению приемами процесса познания;
• развитию познавательных способностей.
Можно выделить условия, влияющие на успешное выполнение самостоятельной работы:
– мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует);
– четкая постановка познавательных задач;
– владение студентом алгоритмами, методами, способами выполнения работы;
– четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления;
– предоставление консультационной помощи студенту;
– четкие критерии оценки, отчетности и т. д.;
– использование различных видов и форм контроля (практикум, контрольные работы, тесты, выступление на семинарах и т. д.).
Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной учебной деятельности студентов:
1) репродуктивный (тренировочный) – тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д… Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ – закрепление знаний, формирование умений, навыков;
2) реконструктивный – в ходе реконструктивных самостоятельных работ осуществляются перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты;
3) творческий, поисковый – творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации; студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и выпускные квалификационные работы).
3. Педагогический контроль в высшей школе
Эффективное управление познавательной деятельностью студентов и учебным процессом предполагает точное знание результатов обучения.
В области контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции:
1) диагностическую – выявление уровня знаний, умений и навыков студента;
2) обучающую – активизация работы по изучению и усвоению учебного материала;
3) воспитательную – направление деятельности студента, помощь в выявлении пробелов в знаниях, формирование творческого отношения к предмету, стимулирование развития способностей, развитие личности студента.
В вузах применяют следующие формы педагогического контроля:
экзамены, зачеты, устные опросы, собеседования, контрольные работы, курсовые работы, лабораторные работы, проектные работы, рефераты, коллоквиумы, журналы наблюдений, выпускные квалификационные работы.
Каждая из этих форм имеет свои особенности. Умелое сочетание разных форм контроля – показатель уровня постановки учебного процесса в вузе в целом и один из важных показателей педагогической квалификации преподавателя.