Итак, набросайте план в виде шагов и этапов. Определите, где можно применить рутинный подход, а где ситуация не совсем определенная и придется прибегнуть к помощи ячейки «если». Выделите второстепенные цели. Какова цель в каждый конкретный момент? Определите проверочные этапы или результаты, которые должны быть проверены на этих этапах. Разработайте альтернативные методы и пути отступления назад.
Люди с опаской относятся к планам, так как они боятся, что план будет их ограничивать, что совсем не обязательно. План сам по себе никогда не может ограничить вас. То, как вы используете план, может ограничивать вашу деятельность. Вот мы опять столкнулись с ситуацией, когда преимущества очевидны, но существует и опасность. Помните об этой опасности и используйте выгодные моменты. Поэтому разрабатывайте план. Вы можете изменить его в любой момент. Если есть существенная причина, можете даже отклониться от своего плана. Перечеркнув начальный вариант плана, напишите новый, если считаете, что так будет лучше.
РЕЗЮМЕ ЭТАПА ПО
Мышление и действие не существуют изолированно. Продолжением мыслительных операций должен стать деятельностный этап. Результат мыслительного процесса должен быть воплощен в реальность. Недостаточно просто придумать решение проблемы. Нужно также продумать, как превратить это решение в действие.
Цель этапа ПО — взять результат этапа ТАК и подумать, как включить его в работу. Этап ПО — это превращение абстракции в реальность.
Мы пытаемся найти механизмы и стандартные пути совершения действия. Мы также рассматриваем неясные моменты и ячейки «если». Учитывается также «человеческий фактор». Не исключается и роль экспертов. Мы уделяем внимание «энергии», необходимой для совершения действия. Мы рассматриваем преимущества плана, даже если впоследствии он будет изменен.
Этап ПО иногда проходит очень быстро, так как мыслительные операции выполняются с целью либо получить информацию, либо понять что-то, либо просто принять решение, т. е. действие не входит в планы мыслителя.
Я хочу изменить бытующее утверждение, что мышление не требует деятельности, сказав, что мышление должно включать в себя деятельность. Однако бывают и исключения.
КОДИРОВАНИЕ СИТУАЦИИ
Иногда имеет смысл описать для себя или других мыслительную задачу или ситуацию в самых простых терминах.
«Это ситуация такого-то типа».
«Для этого требуется мышление такого-то вида».
«Как бы вы описали ситуацию?»
«Какой тип мышления подойдет для этой ситуации?»
Ниже будут описаны простые способы кодирования ситуаций. Эта система абсолютно субъективна и не является формальной классификацией ситуаций.
Вы используете эту систему кодирования, чтобы показать, как вы представляете ситуацию. Кто-то может не согласиться с вами, и тогда вы оба сконцентрируетесь на своих разногласиях.
Даже начав кодировать ситуацию одним способом, вы можете впоследствии обнаружить, что по ходу деятельности вам придется менять код.