ДЕЙСТВОВАТЕЛЬНОСТЬ
Много лет назад я придумал слово «действовательность». На то была причина. Школа гордилась тем, что обучала детей умению считать (математические навыки) и грамотности (филологические навыки). Однако, окончив школу, молодые люди попадают в мир, где необходимо уметь действовать. Теперь им надо уметь гораздо больше, чем просто реагировать на то, что подано им в готовом виде — на доске или в учебнике. В школе им давали информацию, с ее помощью нужно было решить какую-то задачу. Теперь им придется действовать самим, брать на себя инициативу. Нужно уметь самим отыскивать информацию. Они должны сами разрабатывать различные варианты, принимать решения и действовать согласно им. Мне показалось, что в таких условиях важен такой навык, как «действовательность». Умения считать и грамотности тут недостаточно. «Действовательность» включает в себя умение действовать, производить что-то.
ПРОСТОЙ РЕЗУЛЬТАТ
Цель этапа ПО — каким-то образом связать результат, полученный на этапе ТАК, с тем, что было проделано на этапе К. Естественно, можно разделить мыслительный процесс на две отдельные части.
Часть 1. «В результате мне нужно найти решение этой проблемы».
Часть 2. «В результате я хочу найти путь осуществления этого решения».
В некоторых случаях выбора нет, так как претворение решения в жизнь оказывается не менее сложным, чем сам процесс размышлений над ним. Однако в более простых ситуациях этап ПО указывает, какое действие нужно произвести, чтобы достигнуть конечного результата — например, это может быть решение задачи. Это действие рассматривается в ходе этапа ПО, так как нужно добиться того, чтобы решение задачи было осуществимо на практике, потому что мы собираемся рассматривать здесь именно различные способы его осуществления. Вы ведь не просто оставите его «висеть в воздухе», как решение, которым в перспективе может воспользоваться кто-то другой.