Провоцировать что-то надо умышленно и методично. Никогда не следует отказываться от провокации только потому, что она кажется вам слишком странной и нереальной. Не стоит выбирать в качестве провокации что-то, для чего в вашей голове имеется хоть какое-то решение, — вы просто не сможете развить настоящую провокацию из такого утверждения.
Обучение нестандартному мышлению сродни обучению езде на велосипеде. Сначала это кажется странным и чуждым вашим привычным действиям. Как можно научиться ездить на велосипеде? Тренируясь, вы приобретаете навык, поэтому ездить становится все проще и проще.
В конце концов вы сами уже удивляетесь, как такое привычное занятие, как езда на велосипеде, могло казаться вам поначалу странным. Но чтобы это произошло, нужно работать. Поэтому существуют специальные курсы по обучению нестандартному мышлению, где занятия ведут дипломированные педагоги.
Теперь посмотрим, как эти «провокационные» приемы можно применить к уже известным нам трем мыслительным ситуациям.
Ситуация А. Проблема со стоянкой.
Провокация. «ПРО (было бы неплохо, если бы) в каждой машине была собственная переносная стоянка». От этого предложения мы продвигаемся к идее постоянных ваучеров на пользование близлежащими стоянками. Мы можем даже двинуться еще дальше к более экстремальной идее — монтировать на крыше каждого автомобиля специальный крюк, чтобы его по необходимости можно было поднять в воздух — получается своего рода воздушная стоянка.
Ситуация Б. Новый ресторан.
Провокация. Мы считаем само собой разумеющимся, что в ресторанах подают еду. Исходя из этого можно предложить следующую провокацию-уход: «ПРО: ресторан без еды». Отсюда мы идем вперед к идее элегантного заведения для организации пикников. Гости сами привозят с собой корзинки с едой. Заведение обеспечивает только столовые приборы, мытье посуды и напитки. В перечень услуг может также входить обслуживание отдыхающих.
Ситуация В. Проблема надписей.
Провокация. «ПРО: надписи очень маленькие» (провокация-преуменьшение). Это может натолкнуть нас на идею скрыть надписи на стене. Можно спроектировать на стену какое-нибудь изображение, чтобы надписи стали невидимыми. Например, если совместить на стене свет от прожекторов различного цвета, то это поможет нейтрализовать цвет надписей. Если надписи станет трудно прочитать, то и у людей все реже будет возникать желание что-то писать.
Провокация «Чистая случайность»
Это еще одна из форм провокации. Она также является простейшим приемом нестандартного мышления.
Этот метод особенно подходит для творчества на чистом листе бумаги. Вам нужно предложить какие-то творческие идеи, но вы не знаете, с чего начать. Этот метод также может помочь, когда вы истощили весь свой творческий запас и кружите вокруг одних и тех же идей. Метод «Чистая случайность» может помочь преодолеть мыслительный кризис.