Таким образом, при желании любую идею можно рассматривать в качестве провокации. При этом не имеет значения, имеет ли человек, предлагающий эту идею, хоть малейшее представление о методе провокации — это ваша личная инициатива.
Существуют некоторые систематические методы превращения идеи в провокацию.
1. Уход. Мы определяем что-то, что является очевидным для каждой конкретной ситуации (такое утверждение не должно быть отрицательным).
После этого мы удаляем, отрицаем, оставляем или уничтожаем то, что считали абсолютно естественным. Например, для нас естественно, что таксисты знают дорогу. Поэтому провокация будет звучать так: «ПРО: таксисты не знают дороги». От этого утверждения мы двигаемся вперед к идее «учебных такси», имеющих какой-нибудь особый опознавательный знак. В этих такси могут ездить только те пассажиры, которые сами точно знают, как добраться до места назначения, и могут поэтому по ходу показывать водителю дорогу. Поэтому начинающие таксисты смогут одновременно работать и осваивать город.
2. Инверсия. Этот прием заключается в том, что мы берем «нормальное направление» и переворачиваем его в «обратное направление». Провокация «ПРО: если бы у машин были квадратные колеса» является примером этого приема. Обычно колеса делаются максимально круглыми. Мы же двигаемся в обратном направлении и делаем их квадратными.
3. Преувеличение. Мы берем размер или объем чего-то и преувеличиваем или преуменьшаем его. Провокация «ПРО: у полицейских было бы по шесть глаз» привела к появлению народных дружин в 1971 году.
4. Искажение. Мы определяем обычное соотношение или модель отношений, а затем умышленно изменяем или искажаем их. Провокация «ПРО: вы заклеиваете письмо уже после того, как отправили его», кажется абсолютно нереальной, но наталкивает нас на весьма интересную идею. Вы не запечатываете письмо и не наклеиваете на него марку, а несете в таком виде на почту. Там в ваше письмо вкладывается специальное уведомление, а затем почта сама платит за марку и запечатывает ваш конверт. Все это делается по договоренности с почтовым отделением. Фантазийное мышление. Мы говорим себе: «ПРО: было бы неплохо, если бы…» То, что вы загадали, должно быть скорее фантазией, чем простым желанием. Не стоит даже надеяться на то, что это сбудется. Это не идея или задумка, над осуществлением которой стоит работать. К этому типу принадлежит провокация «ПРО: предприятия должны сбрасывать свои отходы на своей же территории».