Метод поиска рутинных ответов и метод обобщения не являются абсолютно изолированными друг от друга. Ведь чем бы мы ни занимались, в конце концов все равно придем к стандартному решению. Понятия можно использовать при поиске стандартного решения, как это показано в примерах на с. 161–162. Основное различие — в начальных шагах мыслительного процесса.
«Я должен отвинтить этот винт. Мне нужна отвертка».
Это стандартный подход.
«Я должен отвинтить этот винт. Мне нужен какой-то инструмент, который подошел бы к пазу на винте, чтобы его можно было повернуть».
Если у вас под рукой будет отвертка, вы используете ее, но если отвертки вдруг не окажется, вы поразмыслите и используете нож, пилочку для ногтей или даже ребро пластиковой кредитной карточки.
Таким образом, установив цель своих мыслительных операций, мы описываем то, что нам требуется, в самом обобщенном виде.
«Мне нужно знать, как добраться до Парижа».
«Мне нужно знать, что сделать, чтобы крыша не протекала».
«Я хочу знать, как сделать так, чтобы прогуливать работу стало труднее».
Существует два типа ситуаций:
1. Ситуация, при которой мы можем использовать стандартное решение, но предпочитаем сформулировать проблему в более обобщенном виде. Так, вместо того чтобы сказать: «Мне нужно узнать расписание воздушных рейсов из Лондона в Париж», — вы говорите: «Мне нужно добраться из Лондона в Париж». Такой более обобщенный подход включает в себя также возможность добраться до Парижа через тоннель под Ла-Маншем.
2. Ситуация, для решения которой нет стандарта, поэтому мы просто вынуждены искать более обобщенный подход: «Мне нужно знать, как переделать стол, чтобы он стал складным».
Конечно, даже сам выбор обобщенной идеи может направить наше мышление в определенном направлении. В случае с прогулами можно сказать:
«Я хочу знать, как сделать так, чтобы прогулять работу стало труднее».
«Мне нужен способ побудить людей оставаться на своих рабочих местах».
«Мне нужно знать, как сделать так, чтобы прогулы не сказывались на работе всего предприятия».
«Мне нужен способ, который помог бы поддерживать производительность труда на том же уровне, несмотря на прогулы».
«Я хочу знать, как связать работников круговой порукой в отношении прогулов».
Все вышесказанное можно обобщить до следующих утверждений:
«Мне нужен способ сокращения прогулов».
«Мне нужно научить работать, несмотря на прогулы».
«Общая цель мышления тогда может быть сформулирована как „размышления над проблемой прогулов”».
Мы еще вернемся к этому вопросу чуть позже в этой главе, когда будем обсуждать веер концепций.