Дело в том, что вы сможете найти «правильное» определение только после того, как решите проблему. Тогда вы оглянетесь назад и скажете: «Если бы я определил проблему таким образом, то решение нашлось бы».
Не существует никакого магического способа нахождения «правильного» определения — но мы можем поискать его. Мы можем пытаться подбирать различные определения, пока не обнаружим то, которое покажется нам наиболее многообещающим. А можно использовать несколько определений проблемы.
Давайте рассмотрим следующую ситуацию. Сосед очень громко включает музыку по ночам. Это раздражает вас и не дает уснуть. Как в данном случае определить проблему? Как мы можем определить цель мышления?
«Что я могу сделать, чтобы мой сосед прекратил слушать громкую музыку по ночам?»
«Может быть, я могу воспользоваться чьей-либо помощью, чтобы прекратить это безобразие?»
«Как мне сделать так, чтобы мой сосед слушал ту музыку, которая мне нравится?»
«Могу ли я как-то полюбить ту музыку, которую он слушает?»
«Могу ли я сделать что-нибудь, что позволило бы мне не слышать музыки, даже если он ее и слушает?»
«Как мне перестать волноваться из-за того, что мой сосед слушает громкую музыку?»
«Как бы мне проучить своего соседа?»
Каждое из этих высказываний может стать определением цели. Они все связаны с одной проблемой, но различные определения могут привести к различным решениям.
Если вы не хотите расстраиваться по этому поводу, вам надо принимать транквилизаторы.
Если вы не хотите слушать музыку, то заткните уши.
Если вы хотите проучить вашего соседа, то можете сами слушать музыку очень громко.
Если хотите прибегнуть к чьей-либо помощи, то можете объединиться с другими соседями или вызвать полицию. Если вы хотите, чтобы сосед слушал ту музыку, которая нравится вам, то просто дайте ему свой компакт-диск с музыкой, которая вам нравится.
Как вы уже заметили, каждое из этих определений проблемы также является «способом» подхода к этой проблеме. Вы можете классифицировать эти подходы следующим образом:
1. Остановить музыку.
2. Сменить музыку.
3. Не слышать музыки.
4. Не обращать внимания на музыку.