Я сказал, что некоторым удалось этого достичь — они считают, что созданных ими шаблонов хватит до конца жизни. Для таких людей нет никакой перспективы или прогресса, но их это вполне удовлетворяет. В мышлении мы пытаемся «распознавать» шаблоны и сразу же отмечаем, когда произошло узнавание. Нам нужно также определить ценность или опасность подобного распознавания. Использование стереотипов является формой узнавания, но она приносит больше вреда, чем пользы.
ДВИЖЕНИЕ И АЛЬТЕРНАТИВЫ
Возможно, упомянутые выше основные мыслительные процессы знакомы многим из вас, однако вряд ли кто-то знаком с таким процессом, как движение.
Движение просто обозначает, как вы двигаетесь вперед с той позиции, где находитесь сейчас.
Крайняя форма движения используется наряду с провокацией как основной метод творческого мышления.
При провокации мы можем создать нечто находящееся за границами нашего опыта и даже противоречащее нашему опыту. В качестве примера провокации можно привести следующий: «У машин должны быть квадратные колеса». Наше суждение тут же возразит и скажет, что это чепуха: эта конструкция непрактична; она будет расходовать больше горючего; она развалится на части; скорость будет очень низкой; для нее потребуется мощный мотор; ехать на такой машине будет чрезвычайно неудобно и т. п. Вполне очевидно, что наше суждение не позволит нам использовать эту провокацию, так как оно ориентируется на прошлый опыт, а творческий подход всегда связан с будущей возможностью. И поэтому нужна другая умственная операция, которая и называется «движение». Итак, как нам продвигаться вперед от провокации?
Мы можем начать продвижение вперед, представив катящееся квадратное колесо (процесс проекции). Когда колесо становится на угол, подвеска может сжаться и машина останется на таком же расстоянии от земли. Отсюда рождается понятие «подвеска», которая изменяется в зависимости от потребности. Это развивается в идею об «активной» или «умной» подвеске, которую сейчас рассматривают как реальную возможность.
Движением мы называем любое продвижение вперед от какого-то положения, позиции или идеи. Движение может включать в себя ассоциацию. Мы движемся от идеи к ассоциации.
Движение может включать в себя фантазии, когда идеи просто сменяются одна другой.
Этот процесс включает также определение альтернатив. Если у нас есть один способ выполнить что-то, который нас вполне удовлетворяет, то зачем искать другой? Хотя здесь нет никакой логичной причины, все же мы должны приложить определенное усилие, чтобы выработать альтернативу. Это и есть движение: «Каким еще способом можно это сделать?»