— Представь себе, — говорю я, — что ты приходишь в банк и говоришь: «Хочу денег, кредит хочу». Тебя спрашивают: «На что?» — «Не знаю!» — «Сколько надо?» — «Много, не знаю точно». Тебя точно отправят восвояси без денег. И будут совершенно правы. Если человек даже не знает, на что и сколько нужно денег, кто же ему их даст?!
Какие условия еще важны, если мы хотим получить от кого-то деньги?
Предложение должно быть очень хорошо аргументировано. Надо привести веские доказательства, надо быть очень убедительным. Это возможно только тогда, когда ты сам уверен в том, что твоя идея стоит денег, когда сама идея хорошо проработана, тщательно продумана. Только тогда мы можем пересилить чужие аргументы, находить все новые и новые аргументы, доказывать, убеждать, стоять на своем, искать нужную интонацию.
Иначе говоря, если ты идешь к начальнику с предложением повысить тебе зарплату, ты должен быть абсолютно уверен в том, что ты заслуживаешь этого повышения, и должен абсолютно четко и ясно аргументировать — за что и почему тебе надо увеличивать зарплату. Если же этой уверенности нет или ты не готов убедить начальника, — власть в этой ситуации сразу переходит к начальнику и он просто говорит: «Нет!»
Об этом часто говорили участники:
— Мне человек предложил проект, на который нужны деньги. Я ему задал пару вопросов, и он тут же сник, начал что-то мямлить — сразу видно, что сам не знает, чего хочет. Буду я на такой сырой проект свои деньги давать!
Есть еще одно важное условие для получения денег от людей, к которым мы обращаемся. Просить надо направленно, осознанно выбирая человека, которому может быть близко, интересно, важно твое предложение. Нужно обращаться к тому, кто эту идею может оценить, кто поймет идею, кому она может быть интересна.
И об этом тоже очень часто говорили участники:
— Приходит ко мне и говорит: «Мне нужны деньги, чтобы открыть приют для кошек». А я этих кошек терпеть не могу, у меня на них аллергия. И я ей отказал.
— А мне, — смеется кто-то, — предложили вложить деньги в приют для собак, которых я не люблю.
— Это ладно, — вступает еще один участник, — а у меня просили денег на покупку шубы. Обращалась бы к своему мужу!
— А у меня просили деньги на какой-то мудреный проект по нефтеразработке, а что я, женщина, в этом понимаю? Я даже слов таких не знаю, как же я могу деньги вложить в то, чего я не понимаю?
И участники всегда приходили к единому выводу — как важно знать людей, к которым мы обращаемся, чтобы понимать, какая идея может быть для них интересна. Как нужно не «утыкаться» в один источник получения денег, а с разными идеями обращаться к разным людям, которые могут быть в ней заинтересованы и могут откликнуться на наше предложение.
Обсуждая вопрос, каким людям давали деньги, мы опять убеждались, как важно быть таким человеком, которому хочется давать деньги. Быть ценным и достойным, спокойным, доброжелательным. Быть позитивным, уверенным, легким. О чем мы говорили во второй главе.