И когда я возвращалась в этом состоянии недовольства собой и усталости, как после трудной работы, я поразилась тому, как знакомо мне было это состояние! Это все было про мою жизнь — в ней я с таким же трудом, напряженно и ответственно получала какие-то небольшие деньги и так уставала от этого!
Потом мы собрались группой и предъявили наши результаты.
Большинство участников вернулись вообще ни с чем. Несколько человек, в том числе и я, принесли небольшую часть нужной суммы. И только одна женщина собрала много денег.
Мы проанализировали — кто как просил деньги.
Оказалось, что те, кто ничего не принес, просили деньги так, как просят нищие. Как настоящие жертвы, они подходили и жалостным, просительным тоном говорили: «Будьте добры, вы не могли бы мне помочь? У меня такая ситуация сложилась…» Им не давали ничего. Эта жертвенность в голосе отпугивала всех. Всем надоели жертвы.
Такие, как я, «добытчики» денег, делали это трудно. Они так же, как я, объясняли, мотивировали, убеждали, надоедали, вцеплялись в человека, чтоб удержать его на месте и объяснить ему, зачем нужны эти деньги. Это были деньги действительно заработанные, трудные деньги.
И только одна женщина действовала по-иному. Поняв весь ужас ситуации (а она ее восприняла действительно как ужасную ситуацию — она, бухгалтер крупной фирмы, женщина дорого и красиво одетая, должна ходить по улицам Москвы и выпрашивать деньги!), она решила от отчаяния просто «прикалываться».
— Раз я попала в такую ситуацию, когда надо это задание выполнять, — говорила она, — то я решила дурачиться, играть, прикалываться. То есть отнестись к этому легко, как к игре, в которой можно веселиться, делать глупости, в общем, прикалываться!
Она начала «прикалываться». Увидя хорошо одетых молодых людей, которые ели хот-доги у павильончика, она подошла и сказала:
— Вкусно?
Ребята сначала недоуменно посмотрели на нее, потом один кивнул — вкусно.
— Я тоже хочу! — заявила женщина, — но у меня денег нет! Дайте червончик!
Ребята с недоумением уставились на нее.
— Да ладно, не жадничайте, дайте женщине 10 рублей! Что, у вас так не бывает, что денег нет?! — она говорила это легко, даже весело.
После небольшой паузы один из них протянул ей 10 рублей…