Этот конфликт памяти не удастся решить в одностороннем порядке без диалога. Для этого нужно совместное чествование каждой невинной жертвы и, очевидно, – больше времени и меньше предубеждений и манипуляций. Зато в Сейме раздаются слова депутата Эльжбеты Боровской: слышим “утверждение, что Украина требует больше времени. […] Украина не нуждается в этом времени, чтобы понять, какими мучительными для нас эти события, почтить память и поляков, и украинский, – она этого времени требует для того, чтобы воспитать новое молодое поколение бандеровцев, что и делает теперь все время! “Июльская дискуссия в Сейме хором большинства озвучивала желание научить и проучить:” Не бойтесь украинский! “,” Недопустимо, чтобы в Украине из преступников делали героев! “,” Мы должны научить украинском! “Что происходит с польским обществом?
Польша меняется. Польское общество находится в состоянии политической турбулентности. Усталость от восьмилетнего правления партии “Гражданская платформа” (PO), ряд предвыборных ошибок и скандалов, а также неудачная президентская и парламентская избирательные кампании привели к победе консервативной партии “Закон и Справедливость” (PiS). Политические предпочтения молодежи все меньше базируются на ценностной наследии “Солидарности”. Состоялось заметный рост симпатий к политическим движениям популистов Павла кукиз и Януша Корвин-Микке.
Побильшання в польском обществе сторонников правого мировоззрения привело конкуренцию политических тяжеловесов за эту часть электората. А эта часть польского общества видит свое прошлое как прошлое народа величественных героев и святых жертв. На вопрос “Как вы оцениваете уровень жертв и страданий различных народов во Второй мировой войне?” В ходе исследования, проведенного компанией Pentor Research International, польские респонденты в 2009г. Ставили на первое место поляков, на второе – евреев, на третье – русских , на четвертое – немцев, на пятое – цыган, на шестое – японцев, так и на седьмое – украинский. Китайцев, понесли наибольшие потери во Второй мировой войне, вообще не было упомянуто в этом списке. Так же польское общественное мнение не заметила и того, что украинские и российские жертвы значительно превосходят польские в этой войне. Польские жертвы оцениваются в 5300000, украинские – от 7,5 до 8-10.