22 июля 2016 Сейм абсолютным большинством голосов принял резолюцию, в которой события Украины-польского конфликта времен Второй мировой войны назван геноцидом. Польско-украинский политический диалог вокруг прошлого оказался в скверной ситуации: “Когда диалог невозможен? – Когда тебя не слышат “. Почему резолюция Сейма не поможет примирению?
Об этом пишет Александр Зинченко в своем блоге в издании Обозреватель.
Ровно за два года до голосования в Сейме в мои руки попало письмо одной из украинских спецслужб: во время Майдана и сразу после него в Польше активизировались российские агенты влияния и пропагандисты, которые “разогревают” тему польско-украинского конфликта на Волыни и Галичине, – пишет Александр Зинченко для ЗН. – Некоторые факты мне были известны, некоторые – нет. Тогда казалось, что постмайданный период мог стать благоприятным временем для примирения: уровень симпатий Украинская к полякам был традиционно очень высоким, а поляков к Украинской – самым высоким в истории двух народов за все время их существования. Было также ясно, что долго это не продлится, потому приливы энтузиазма всегда меняются отливами разочарований. Надо было действовать динамично …
Украинский институт национальной памяти предложил правительству концепцию: для преодоления конфликта памяти необходимы: совместное чествование жертв конфликта, общее осуждение преступников, общий площадка для диалога историков, общее осознание, что “все жертвы конфликта – наши: не украинские или польские, а человеческие “, совместная Декларация памяти и примирения на уровне президентов, общий День памяти жертв конфликта и общий памятник жертвам -” Здесь похоронены взаимную ненависть “. Семь раз упомянуто слово “общий” – это не от недостатка синонимов, а от понимания, что трансформировать конфликт памяти можно только совместными действиями в честном диалоге.
Поляки и украинцы должны асимметрию памяти: украинцы не помнят того, что важно для поляков, а поляки не знают вещей, важных для Украинской. Для Украинский трагедия – это наибольшего масштаба катастрофа, в Польше это слово часто воспринимают как элемент оправдания, ибо трагедия, мол, является результатом не так преступного умысла, как обезличенного рока. “Акций возмездия” с польского словаря этого конфликта звучат оправданием мести тем украинском, которые никогда не держали оружия в руках. Дискуссии историков до сих пор идут вокруг базовых вещей: причин конфликта, его хронологии, фактографии, словаря. Чтобы интенсифицировать диалог, Институты национальной памяти обеих стран восстановили непосредственные встречи в формате Украина-польского форума историков.