Численность занятых в угольной отрасли сокращалось постоянно в течение 90-х годов, главным образом благодаря выходу на пенсию работников старшего возраста. С 1997 года, когда темпы сокращения значительно замедлились, заработала программа социальных выплат “Горный социальный пакет»: на шахты просто не принимали новых людей, а добровольное увольнение “старых” стимулировали денежными выплатами. В результате без принудительных увольнений занятость в угольной промышленности в течение 1990-х удалось сократить на 62,7%. Этот процесс продолжается и сейчас: в 2013 году на работу в государственных шахтах было принято 2,5 тысячи человек, тогда как уволен – 9,3 тыс. В результате только в течение 12 месяцев (с июля 2013 до июля 2014) численность шахтеров снизилась на 5 % (довольно высокий, однако не катастрофический показатель). Как и в Британии, освобождение шахтеров не привел к существенному росту безработицы, но уровень занятости и экономической активности в угледобывающей Силезии остался существенно ниже, чем в среднем по стране.
Уровень зарплат же наоборот – выше: на частных шахтах в первом полугодии 2014 получали в среднем 6 тыс злотых, тогда как средний уровень зарплаты в частном секторе экономики составил 3,6 тыс. На государственных шахтах зарплата была 6,6 тыс злотых на 4, 4 в среднем для бюджетного сектора. Массовое и внезапное закрытие шахтерских рабочих мест было бы особенно травматичным для страны.
Государство выплачивает прямые субсидии на текущую деятельность шахт для их реструктуризации. Еще одной формой государственной поддержки в 1990-х были долгосрочные контракты между шахтами и потребителями угля: предполагали, что таким образом угольщики получат средства на необходимые инвестиции и реструктуризацию отрасли.
Но впоследствии выяснилось, что такие контракты противоречат политике либерализации, принятой в ЕС. Поэтому контракты были расторгнуты, а вместо них начали выплачивать специальное пособие на инвестиции.
Наибольший размер помощи выплачивали в 1990-х гг и затем накануне вступления в ЕС – чтобы успеть перед введением более строгих бюджетных норм ЕС. В частности, рекордными годами были 1990 и 2003, когда дотации достигали 2% ВВП и в пять раз превышали расходы на науку и исследования. Сейчас объем поддержки является умеренным: за период 2005-2012 гг он ежегодно составлял 0,5% ВВП. Ситуация стабилизировалась после вступления в ЕС, который ограничил нормы субсидирования, и рост цен на уголь, которое помогло восстановить рентабельность.
Сейчас, когда уголь дешевеет, в государственном угольном секторе снова будут закрытия шахт. Несмотря на это Польша относительно успешно и одновременно безболезненно смогла достичь лучших результатов, чем Украина, в деле реструктуризации угольного сектора, модернизации и уменьшения объемов субсидирования.