Украина передала в частную собственность наиболее рентабельные шахты.
Эти шахты, оставшиеся государственными, – это преимущественно старые с истощенными запасами угля на большой глубине. Себестоимость добычи такого угля большая и растет и дальше; чтобы иметь возможность сбывать его на рынке, государство за свой счет дотирует работу нерентабельных шахт, фактически покупая уголь дорого и продавая его дешево. При этом качество украинского угля крайне низкая: через большую часть серы коксующийся уголь непригодно для использования на современных металлургических предприятиях, а энергетическое имеет очень низкие экологические характеристики. Но последнее покупают государственные електрогенерацийни компании, из госбюджета финансируется зарплаты и пенсии шахтерам.
Таким образом, все мы через государственный бюджет платим за то, чтобы убыточные шахты продолжали работать, производили неконкурентоспособное угля, а шахтеры имели рабочие места. До сих пор с этой ситуацией мирились: ни одно правительство не хотел провоцировать социальное недовольство. Впрочем, глубокий кризис государственных финансов особенно остро поставила вопрос модернизации отрасли.
В подобной ситуации оказалась ряд европейских стран и у всех эта проблема не до конца решенной. Аналитическая команда Информационной кампании “сильные вместе!” Изучала, как их опыт может быть полезен Украине.
Великобритания
Для британцев угля является настоящим “национальным энергоносителем”: оно было основой индустриальной революции в 18 веке, и было главным источником энергии для экономики этой страны в течение всего периода ее мировой гегемонии. В 1920-х годах количество шахтеров в Великобритании превышала миллион человек, угледобычи считали стратегической отраслью, которую следует поддерживать любой ценой.