В последний период средневековья в кирпичной готической архитектуре для изготовления фасонных и скульптурных деталей применялись четыре различных способа:
а) формовка одинаковых повторяющихся деталей для карнизов, оконных и дверных перемычек, арок, фризов и т. п.;
б) создание индивидуальных крупных штучных деталей из глины, например угловых камней, капителей и скульптурных фигур;
в) резьба на глиняных пластах; г) формовка орнаментов в набивной форме из твердого дерева, на которой было глубоко вырезано негативное изображение узора.
Для получения этих деталей глину сначала набивали в ящики, по своей форме и размерам соответствовавшие готовой детали. Затем изделие подсушивали. Поверхности и ребра подвергали обработке, после чего на формы, имевшие негативное изображение узора, накладывали небольшой слой пластичной глины в состоянии рабочего теста. Сильным нажимом этот слой глины вдавливали в плиту. По снятии формы этот слой крепко держался на основной глиняной плите, Эпоха Возрождения предъявляла к кирпичному строительству те. же требования, что и к строительству из тесаного камня: монументальность стен, большой вынос карнизов и богатая пластическая орнаментация.
Этим требованиям, прежде всего в северной и средней Италии, стала удовлетворять терракота. Впервые применили способ массового дублирований одного орнамента, снятого с высокохудожественного образца. Это удешевляло и ускоряло производство, позволяя более широко применять такие детали.