Клиентура. Фирме необходимо тщательно изучать своих клиентов. Она может выступать на клиентурных рынках пяти типов:
1) потребительский рынок – отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления;
2) рынок предприятий – организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства;
3) рынок промежуточных продавцов – организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их с прибылью;
4) рынок государственных учреждений – государственные организации, приобретающие товары и услуги либо для последующего их использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается;
5) международный рынок – покупатели за пределами страны, в том числе зарубежные потребители, производители, промежуточные продавцы и государственные учреждения.
Каждому типу рынка присущи свои специфические черты, которые продавцу необходимо изучать.