Последний раз сообщая о ситуации в Донбассе, даже несмотря на отдельные провокации, представитель Администрации Президента по вопросам АТО Андрей Лысенко говорил именно о перемирии. “5 октября утром в подразделения ВС Украины сектора” А “поступил сигнал об отводе бронетехники и вооружения от линии разграничения на 15 километров. Поэтому сегодня на Луганщине 11.00 началось синхронное отвода с передовой танков Т-64 и Т-72, а в отдельных местах – противотанковых пушек Д-48 и Д-44 калибром 85 миллиметров и 82-миллиметровых минометов 2Б-9 … Работают представители СМИ. Напомню, что во исполнение дополнений минских соглашений командованию силами АТО на Луганщине предоставили 14 суток “, – заявил Лысенко вчера.
Председатель Луганской областной военно-гражданской администрации Георгий Тука сообщил, что процесс отвода техники начался с обеих сторон. Всего на отвода вооружение калибром до 100 мм в 15 км по обе стороны от линии соприкосновения предусмотрен 41 день. Сначала танки, затем – артиллерия и минометы. После Луганщины отвода проводить в Донецкой области. Весь процесс должны мониторить представители ОБСЕ.
Отметим, что в Париже договорились о повышении роли ОБСЕ. Сама миссия должна быть расширена количественно, и к ней должно присоединиться больше специалистов из Германии и Франции. Международные наблюдатели должны получить доступ к любой точки Донбасса, потому что до сих пор их работу блокировали российские боевики. Также наблюдатели от ОБСЕ должны получить полный доступ к Украине-российской границы, особенно к участкам, которые наше государство не контролирует.
Представители Международного комитета Красного Креста также должны получить доступ к оккупированного Донбасса. Напомним, что Украина уже не раз пыталась передавать гуманитарную помощь в оккупированные территории, грузы транспортировались под эгидой Красного Креста, но боевики их блокировали. Порошенко сейчас также заявляет, что Красный Крест должен участвовать в освобождении незаконно удерживаемых на оккупированных территориях заложников и к поискам пропавших без вести. Доступ имели только российские так называемые гумконвои, а они везли не так продукты, как боеприпасы.
В случае дальнейшего препятствования работе международных наблюдателей и гуманитарных миссий это должно означать срыв договоренностей.
Если завершать гуманитарный блок, то нельзя не упомянуть о необходимости восстановления разбитого Донбасса. Это – проблема Украины. Президент уже заявил, что в этом поможет мире и это не ляжет исключительно на плечи украинских налогоплательщиков. Так, немецкое правительство уже выделило 50 млн евро для восстановления инфраструктуры региона. Деньги должны пойти на восстановление железнодорожного сообщения, вывоз угля и других грузов. Здесь надо осознавать, что одно дело – восстановление инфраструктуры освобожденных территорий, а для того, чтобы восстанавливать оккупирован Донбасс, туда должно быть беспрепятственный доступ и украинская юрисдикция. До этого еще далеко … Прежде всего нужно, чтобы перемирие продлилось не несколько дней.