Это произошло в результате немецкого подстрекательство, на что указывают неопровержимые доказательства. Но известно, что немцы в непосредственных действиях убийства не участвовали “. Ранее, в июне 2016, в Польше вступили в силу изменения в закон об Институте национальной памяти, которые превращают независимый институт на правительственную и устанавливают над ней политический контроль. Установление политического контроля над некогда независимыми институтами – это часть не только “исторической политики”. Эта тенденция распространяется и на публичные СМИ, и несколько других сфер. Поэтому станет сил Института национальной памяти Польши в новом статусе противостоять “политике исторического наступления” и задекларированной отказе от “педагогики стыда”?
Интересно, что на этой волне в польский парламент был подан еще один проект изменений в закон об Институте национальной памяти, который предусматривает, среди прочего, штраф или заключение до трех лет за публичное отрицание ряда преступлений “украинских националистов”, в частности – отрицание соучастия украинских националистов в Холокосте: “Преступлением украинских националистов и Украинской формаций, колаборувалы с ИИИ Рейхом также участие в уничтожении еврейского населения и геноциде граждан ИИ Речи Посполитой Польской на территории Уолл ини и Восточной Малой “. Вряд ли эта новелла будет принята и станет правовой действительностью новой Польши, но само появление таких предложений показывает направление мыслей части польского политического класса: этим законопроектом не предлагалось наказывать отрицание соучастия поляков в Холокосте.
Какой будет политика “исторического наступления” по Украине – можно было предсказать еще осенью 2015 со слов сенатора Яна Жарина. В уже упомянутом интервью он поставил под сомнение украинскую субъектность в диалоге: “Украинская нация не способна к саморефлексии без помощи Польши и поляков – такой помощи, в которой Польша и поляки говорят, что на Волыни и Восточной Малой состоялся геноцид”. Дворчик раздора Особую роль в раздувании взаимного недоверия поляков и украинский сыграл депутат Сейма Михал Дворчик. Именно он еще в начале года подал в польский парламент проект резолюции. Ее текст напоминал предложения PiS предыдущей резолюции Сейма от июля 2013 Но тогда было принято формулировка о “этнические чистки с признаками геноцида”, которое было неприемлемо для PiS. Но в 2013 г.. Эта партия не имела достаточного количества голосов.