Если Британия была главной угольной страной в XIX в, то сейчас “угольной кооролевою” в Европе является Польша. Она входит в десятку крупнейших производителей угля в мире, а по объемам потреблением в Европе уступает только Германии. Польская государственная Kompania Węglowa объединяет 15 шахт и дает работу 55 тыс. Человек. В 2012 году на уголь приходилось 55% всего объема потребления первичной энергии.
Общая численность работников угольной отрасли составила 113,6 тыс. Человек, из них большинство (101,5 тыс. Работают на государственных шахтах). При этом угольная промышленность сконцентрирована в Силезии, на юго-западе. Этим Польша похожа на Украину и отличается от Британии, где шахты рассредоточены по территории всей стране.
По состоянию на конец 1980-х перед Польшей появились такие же вызовы, как и перед угольщиками в других странах: падение рентабельности добычи, снижение производительности и потребности в субсидировании постоянно растут.
Если средняя цена тонны угля в 1989 году составляла 1380000. Злотых, то себестоимость добычи при этом достигала 3300000. Спрос на польском рынке упал до 100 млн. Т, при производственных мощностях 180 млн т.
Избыток предложения угля одновременно со снижением мировых цен привели к катастрофическому падению рентабельности добычи (уголь из карьеров Австралии и ЮАР было дешевле местное). Но “резать по живому” в условиях глубокого экономического кризиса правительство не решилось: государство дотировало даже экспорт угля, компенсируя треть его себестоимости для повышения конкурентоспособности на мировых рынках.
С сентября 1991 года по апрель 2004 (то есть, до вступления в ЕС) польское правительство приняло 12 различных программ реструктуризации угольной отрасли. В течение 1998-2002 годов было ликвидировано 23 шахты. С начала 2000-х годов цены на уголь начали расти, что помогло шахтам выйти на рентабельность, при этом правительство продолжало постепенное закрытие неприбыльных шахт.