Чтобы исправить это, правительство также создавал программы по созданию рабочих мест вне угледобычей. Они должны были полностью заместить утраченные шахтерские рабочие места, но на практике таким образом было трудоустроено только 5% бывших шахтеров. Если в среднем по стране на сегодня на 100 человек трудоспособного возраста приходится 67 рабочих мест, то в среднем по угольным бассейнам – только 50, а в особо проблемных регионах, например в Южном Уэльсе – 41. Уровень занятости в угольных районах на 5-10 п .п. ниже показателя Юго-Востока. Кроме того, новые рабочие места в торговле, гостинично-ресторанном секторе и в строительстве были менее оплачиваемыми: в среднем жителям угольных районов за час работы платят на 8% меньше, чем в целом по стране.
Британские шахтеры требуют государственной поддержки, 1985
Но большинство шахтеров все же вышли из рынка труда – они стали молодыми пенсионерами или оформили себе инвалидность. Стимулирование досрочного выхода на пенсию была одной из правительственных мер: участники программы получали от государства доплаты к помощи по безработице (фактически, досрочную пенсию) до достижения официального пенсионного возраста. Доля людей, досрочно вышли на пенсию, в угольных районах в 2,2 раза превысила средний показатель по стране. Многие оформлял себе инвалидность или регистрировался как хронически больной: даже молодые мужчины, которые не успели поработать в шахтах.
Программы промышленного развития угольных районов в 90-х щедро финансировал и национальное правительство, и ЕС. В результате всех этих мероприятий по каждой каждой сотни “избыточных” шахтеров в угольных бассейнах 38 одинаково становились экономически неактивными (прекращали искать работу), 27 выезжали в другой район, 20 находили работу в других отраслях, 11 были вовлечены в государственные программы, 2 нашли работу в другом районе. По угольным районам сильно ударила политика бюджетной экономии после 2008 года и они до сих пор нуждаются в государственной поддержке.
Сейчас угля с рентабельных британских шахт, а также импортируемое, почти полностью потребляют електрогенерацийни компании (другие направления упали до нуля – например, потребление на железной дороге). Кроме этого, тепловые электростанции перешли на газ – дешевле и экологичнее заменитель угля. Но страна стала более зависимой от импортных энергоносителей (в том числе и от российского газа).
По состоянию на 2010 год в Британии работали только три шахты, совокупно добывают 17 млн т в год. В начале 2000-х импорт дешевого угля превысил собственную добычу.