О том, что Нил и его ил — залог устойчивости жизни в нильской долине (а также, добавим, необычайной стабильности египетской цивилизации, которая не испытала катастрофического истощения почв), египтяне поняли очень давно. Об этом свидетельствует, в частности, гимн Нилу, фрагменты которого приводятся ниже:
- Слава тебе, Нил, выходящий из земли,
- Идущий, чтоб Египет оживить.
- Орошающий поля, сотворенный Ра,
- Чтобы всех животных оживить.
- Наполняющий пустыню, чуждую воде.
- Роса его спускается с небес…
- Если медлит он, дыханье прерывается
- И люди все беднеют.
- Если гневен он, беда по всей стране,
- Великий и малый беднеют.
- А восходит он — и ликует земля,
- И все живое в радости.
- Спина каждого сотрясается от смеха,
- Зуб каждый усиленно жует.
- Приносящий хлеба, обильный пищей,
- Творящий все прекрасное.
- Наполняющий амбары, расширяющий закром,
- Заботящийся и о бедняках.
- Производящий деревья по желанию любому,
- И нет недостатка в них.
- Не знают места, откуда он,
- И не нашли пещер его в писаниях.
- Ликуют тебе юноши и дети твои
- И приветствуют тебя как царя.
- Постоянный в обычаях,
- Выходящий перед югом и севером.
- Свет, выходящий из мрака!
- Жир для скота его!
- Сила это, творящая все,
- И нет живущих в неведении его.
В этом гимне Нил предстает не столько в обличий божества, сколько великим творением природы (кстати, река эта — самая протяженная в мире). За некоторыми поэтическими оборотами скрываются ссылки на природные явления. Так, выражение «если медлит он» означает задержку разлива Нила, а гнев Нила связан не с мощными его разливами, как можно было бы предположить, а напротив, с невысоким подъемом воды, что воспринималось как наказание людям.